Последнее обновление: 2021-10-08 09:38:32
Общие методы научного познанияметоды эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
1. Универсальные методы познания1.1. Анализ и синтез Предметы окружающей человека действительности представляют собой системы с множеством элементов, их свойств, связей и отношений. ... 1.2. Абстрагирование ... 1.3. Обобщение ... 1.4. Индукция и дедукция ... 1.5. Аналогия ... 1.6. Моделирование ... 2.1. Эмпирическое знание ... 2.2. Наблюдение
Теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, классификация и др. В реальном научном познании эти методы используют всегда в единстве.
В эмпирический уровень научного познания входит эксперимент. Группировка, наблюдение, классификация и описание результатов наблюдения и эксперимента, моделирование. Теоретический уровень научного познания предполагает включение в себя построения, выдвижения и разработку научных гипотез и теорий.
Теоретический уровень научного познания На теоретическом уровне научного познания происходит изучение сущности определенных явлений, паттернов, и взаимосвязей, опорой которого выступает эмпирическое познание. Теоретическое познание является результатом работы разума – одной из конструктивных частей сознания.
После завершения эмпирического познания начинается теоретический уровень научного познания. ... Таким образом, теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, умозаключений, идей, теорий, законов, категорий, принципов, посылок, заключений, выводов, и т. д.
Н. Веселовского, «Современная наука, по существу, опирается на следующие три основы: 1) применение эксперимента, наблюдения и опыта при изучении природы; 2) логические доказательства выводов, полученных из основных предпосылок; 3) возможность математического представления природных процессов.»
Эмпирическое исследование основано на непосредственном (хотя часто и опосредованном с помощью приборов и исследовательских инструментов) взаимодействии ученого с исследуемым объектом. Теоретическое исследование изначально не предполагает подобного непосредственного взаимодействия субъекта познания с объектом.