Последнее обновление: 2021-10-08 09:38:32
эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект науки, каким он даётся благодаря наблюдению и эксперименту; теоретическое же исследование предполагает деятельность по совершенствованию и развитию понятийного аппарата науки, работу с различного рода концептуальными схемами и моделями.
Эмпирическое знание — разновидность знания, продуцированного на начальном этапе познавательного процесса в результате непосредственного контакта исследователя с действительностью путем ее прямого изучения с помощью наблюдений, чувственных констатации, предметных… … Социологический справочник
Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить действие закона. Но в чистом виде он выявляется только в результате теоретического исследования.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. ... 1 Иногда утверждают, что эмпирическое познание отражает лишь внешние свойства и отношения предметов и процессов.
Эмпирические исследования – наблюдение и исследование конкретных явлений, эксперимент, а также обобщение, классификация и описание результатов исследования эксперимента, внедрение их в практическую деятельность человека. ... Эти прогнозы могут быть проверены соответствующими экспериментами.
методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.
К общенаучным методам относятся следующие: научное наблюдение, научный эксперимент, научное измерение, научное описание объектов и предметов познания (качественное и количественное), научный анализ, научный синтез, научное моделирование (эмпирическое и мысленное), научное абстрагирование, научное обобщение, научная ...
Стоит отметить, что теоретические методы исследования обладают одним недостатком: они не способны оказать конкретное влияние на многообразие исследуемых явлений или же процессов, а только позволяют определять в них скрытые закономерности, общее и значимое.
К эмпирическим (практическим) методам педагогического исследования относятся: — методы сбора и накопления данных (наблюдение, опрос, анализ документов и др.); ... — методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение).
К общелогическим методам познания относятся такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. ... Можно выделить несколько видов анализа как научного метода. Одним из них является мысленное (теоретическое) или реальное (экспериментальное) расчленение целого на части.
Этапы научного исследования.Выбор темы исследования.Определение объекта и предмета исследования.Определение цели и задач.Формулировка названия работы.Разработка гипотезы.Составление плана исследования.Работа с литературой.Выбор методов исследования.•16 мар. 2016 г.
Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление).
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения. Наблюдение противопоставляется эксперименту.
Каковы особенности научного наблюдения? Научное наблюдение отличается от обычного созерцания тем, что позволяет приходить к ответам на поставленный исследователем вопрос. ... Главным в научном наблюдении являются условия, в которых оно проходит и то, что сам наблюдатель не вмешивается в ход наблюдаемого процесса.
Предметом наблюдения являются поведенческие проявления вербального и невербального характера отдельного человека или группы в определенной ситуации. Для записи наблюдений используются категории, которые соответствуют целям и задачам исследования.