Последнее обновление: 2022-03-24 06:05:42
Основной проблемой экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) является проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» — высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира.
Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля).
Попробуем приблизиться к природе философии существования через один из центральных её вопросов — свободу, на которую обречен человек. Основоположник экзистенциализма Сёрен Кьеркегор писал, что «человек – экзистенция, соединяющая в себе вечное и временное, бесконечность и конечность, необходимость и свободу».
По мнению многих философов-экзистенциалистов, человек свободен, не смотря на реальные возможности осуществления его целей. Возможность выбирать и делать выбор, - это и есть свобода. Это не выбор между вариантами действий, а выбор своего поведения, отношения к той или иной ситуации.
Согласно Сартру, «человек прежде всего существует, сталкивается с самим собой, обнаруживается в мире — и определяет себя впоследствии». Таким образом, Сартр отвергает то, что он называет «детерминистскими оправданиями», и утверждает, что люди должны нести ответственность за свое поведение.
Выбор идентичен свободе человека, и во всех последующих актах выбора будет воспроизводиться то, каким он впервые был осуществлен. Внутренняя убежденность человека является, если можно так выразиться, единственным критерием правомерности того или иного выбора. Сартр понимает, что выбор может иметь произвольный характер.
Мы не властны над обстоятельствами. Все может перемениться. Отчаяние – это осознание этого. Тем не менее, экзистенциализм не призывает к квиетизму, не призывает бросить все.10 февр. 2015 г.
Таким образом, свобода для Сартра — это прежде всего свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида.
У Спинозы в «Этике» находим: «Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой.17 апр. 2020 г.
Свободный человек одинок перед абсолютно свободным Богом; свобода — основание бытия, его скрытое измерение; в этой строгой системе она есть глубочайший смысл и подлинное лицо необходимости.