Последнее обновление: 2022-04-06 14:02:29
Движение, ум, воля, т. е., весь воспринимаемый нами мир – модусы или состояния субстанции, или, что одно и то же, состояния её атрибутов. Согласно Спинозе, эти модусы так же бесконечны, как и атрибуты, чьими видоизменениями они являются. Бесконечные модусы образуют каждый бесконечные серии конечных модусов.
Субстанция у Спинозы имеет бесчисленное множество атрибутов, из которых каждый по-своему выражает сущность Бога. Ум человеческий знает только два атрибута: протяжённость и мышление. Космическая субстанция протяженна, и она мыслит; она в одно в то же время есть субстанция всех тел (материя), и субстанция всех душ.
Порядок, число и длительность — модусы мышления (modi cogitandi). В логике Пор-Рояля модусом называется «субстанция, когда она рассматривается как определённая известным способом» (Арно А., Оста П. Логика, или искусство мыслить. — М., 1997, с.
Пантеизм же представляет собой попытку максимально "приблизить" Бога к миру и природе. Бог в понимании Спинозы существует, есть не вне мира, не в качестве чуждой ему сущности. Он — в самом мире, "имманентен", т. е.
В основу своей философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции «в форме пантеистического восприятия Мира и Бога». (Пантеизм – учение о единстве Бога и природы). Спиноза мыслит «субстанцию», «Бога» и «природу» как синонимы.
Пантеи́зм — философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее божество/бога и мир. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческих слов παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция: «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной.
Космическая религия (эйнштейновская религия) — основа веры Альберта Эйнштейна, основана на философии Спинозы; сингулярности, как и всё, что не определяется уравнениями, в ней является «грехами» (по Альберту Эйнштейну).
В новое время идеалистический пантеизм развил Мальбранш (1638 – 1715 гг.), а натуралистический – Спиноза (1632 – 1677 гг.). В стройной системе Спинозы пантеизм достиг такой совершенной разработки, что, когда говорят о пантеизме, обыкновенно имеют в виду именно этого философа.
Теизм в узком смысле, в отличие от деизма, полагает, что Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении. Отсюда представление о божественном провидении. От пантеизма отличается признанием личности Бога и отдельности от мира.
теистический прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: теизм, теист, связанный с ними. 2) Свойственный теизму, теисту, характерный для них.
Абсолютистский монистический пантеизм полностью отождествляет Бога и мир, и такие качества Бога, как вечность, неизменность, бесконечность, переносятся на мир (Парменид).