Последнее обновление: 2021-10-09 13:01:02
На 40-й день нужно заказать панихиду в храме, можно также подать записку за упокой с указанием имени. Священника можно пригласить и на могилу покойного, где он прочитает молебен. При посещении кладбища в этот день собираются родственники и друзья, чтобы проведать усопшего.
По всеобщему убеждению, в течение этого периода душа умершего пребывает на земле, возвращается в свой дом, витает вокруг могилы, посещает места, в которых бывал умерший, «ходит по мытарствам», а в 40-й день окончательно покидает землю («три дня в доме, до девяти дней во дворе, до сорока дней — на земле»).
На сороковой день принято посещать церковь, где, как на третий и девятый дни, заказывают панихиду, ставят свечи за упокой души. Следует прийти на кладбище и навести порядок. С могилы на сороковой день убирают венки. Близкие родственники ещё носят траур, остальные надевают скромные одежды тёмных тонов.
Во время поминок принято раздавать хаер (подаяние). Его раздает каждый, кто сидит за столом, всем остальным. После каждого подаяния, которое совершается по кругу, мулла читает молитву. Хаером служат деньги (сумма всегда остается на усмотрение раздающего), платки, мыло или чай.
Барзахом также называется место, где пребывают души умерших до Судного дня (киямата). В зависимости от того, какие дела совершал человек, его душа будет пребывать в барзахе до дня Воскресения (бас бад аль-маут) либо в блаженстве, либо в страданиях (азаб аль-кабр).
При произнесении соболезнования мусульманину говорят: «А'замал-лаху аджрака ва ахсана 'аза-'ака ва гафара лимай-йитика» (Да окажет Всевышний Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату.
«Аллахумма, абду-кя ва-бну ама-ти-кя…», и в этом дуа говорится о том, что умерший мусульманин нуждался в милосердии Всевышнего, но сам Всевышний в его страданиях не нуждается, и высказывается мольба: «Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» или «Аллахумма-гфир ля-ху ...
После того, как тело покойного омоют и облачат в кафан (саван), над ним совершают джаназа-намаз. Джаназа-намаз совершается стоя. В отличие от обычного намаза, в джаназа-намазе нет поясных (руку) и земных (саджда) поклонов. Имам молитвы становится возле могилы (тела), а все остальные молящиеся стоят за ним.
52 дня после смерти мусульманина – это понятие никак не отражено в исламской традиции и в шариате, поэтому говорить о том, что оно является желательным или нет, нельзя. ... В шариате для поминок на 52 день после смерти у мусульман нет никакого упоминания и никакой основы.
Согласно Преданию, на на третий день после смерти душа возносится к Богу, который в течение шести дней показывает ей райские обители, а на девятый вновь видится с Творцом. Именно поэтому на этот день принято обращаться к Богу с молитвами за усопшего - во время их личной встречи.